Дорогие друзья! Рады сообщить, что возобновлена автомобильная перевозка сборных грузов из Китая в Казахстан

С нами надежно и быстро!

Заказать звонок

Товары из «Хоргоса» будут считаться импортом из Китая

  • Главная
  • Блог
  • Товары из «Хоргоса» будут считаться импортом из Китая
15 мая 2020

Перевозка сборных грузов из Китая в АлматыЭто необходимо, чтобы снизить расхождения в таможенной статистике.

Министерство финансов Казахстана готовит соглашение о регулировании торговой деятельности международного центра приграничной торговли (МЦПС) «Хоргос» с тем, чтобы коммерческие объемы не проходили через МЦПС «Хоргос», а декларировались в других пунктах пропуска. Это позволит учитывать данные объемы в казахстанской таможенной статистике как импорт из Китая. Таким образом, по оценке казахстанского Минфина, планируется «обелить» импорт товаров из КНР в РК на общую сумму $1,2 млрд.  

Вопрос о расхождениях в таможенной статистике между Казахстаном и Китаем поднял 13 мая на пленарном заседании мажилиса парламента депутат Аманжан Жамалов.

«Китай занимает лидирующее место в числе стран-экспортеров в Казахстан. Вместе с тем зеркальная статистика показывает, что имеются значительные расхождения по таможенным данным двух стран. По данным министерства финансов, в настоящее время расхождения в данных по таможенной статистике между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой составляет около 50%», – сказал он.

Например, согласно внешнеторговым данным КНР, экспорт товаров из Китая в Казахстан в 2017 году составил $11,6 млрд, тогда как, по данным таможенных служб нашей страны, импорт Казахстана из Китая составил всего $4,7 млрд. Следовательно, отклонение составляет существенную сумму – $6,9 млрд.

«Аналогичная ситуация по 2018  и 2019 году, в которых отклонение составило 5,9 млрд и 6,1 млрд долларов соответственно. Скажите, пожалуйста, в чем причина данных расхождений? Какие меры принимает министерство финансов для устранения фактов значительного расхождения этих статистических данных?» – спросил Жамалов.

Первый вице-премьер, министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что расхождения со статистикой КНР всегда находятся на особом контроле. Первой причиной расхождения является то, что часть китайского транзита входит в статистику КНР как экспорт в Казахстан по принципу пересечения первой границы. По китайской методологии к этой причине относится около $3,1 млрд.

«Во-вторых, через МЦПС «Хоргос» товары, которые реализуются нашему населению, а вы знаете, там 25 кг, 500 евро товара человек имеет право завезти в течение месяца в Казахстан через МЦПС «Хоргос». Он также учитывается китайской статистикой как экспорт в Казахстан, а у нас, поскольку это упрощенное декларирование, не учитывается в статистике. В этой связи мы готовим соглашение о регулировании торговой деятельности МЦПС «Хоргос» с тем, чтобы коммерческие объемы не проходили через МЦПС «Хоргос», а декларировались в других пунктах пропуска и учитывались как положено в статистике импорта из Китая», – сказал министр.

Данная мера позволит «обелить» около $1,2 млрд. МЦПС «Хоргос» состоит из двух частей: казахстанской, расположенной на территории Панфиловского района Алматинской области, и китайской, расположенной на территории Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского автономного района. Казахстанская часть МЦПС «Хоргос» находится на расстоянии 1 км от приграничного китайского города Хоргос. Общая площадь МЦПС «Хоргос» составляет 764 га, из которых 421 га – казахстанская часть, 343 га – китайская часть.

Сообщение между частями Центра осуществляется через специальный пешеходно-транспортный переход. Граждане Республики Казахстан, Китайской Народной Республики и других стран могут пребывать на территории МЦПС «Хоргос», как на казахстанской, так и китайской частях, без оформления визы сроком до 30 суток на основании действительных документов, согласованных и признанных компетентными органами государств-сторон.

Кроме того, сообщил Смаилов, $1,7 млрд расхождений приходится на недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости. В связи с этим создан ситуационный центр по контролю всех таможенных процедур. В системе управления рисками введено более 6000 индикаторов цен для того, чтобы контролировать стоимостные показатели и исключить человеческий фактор для назначения контрольных мероприятий.

«Также мы с КНР в прошлом году договорились, заключили протокол об обмене информацией, и мы с начала текущего года по товарам, которые перемещаются автомобильным транспортом, получаем сведения из китайских экспортных деклараций и уже эти сведения мы используем в администрировании. Также мы осуществляем модернизацию наших пунктов пропуска. В результате, если расхождения в 2018 году составляли 53% от общего объема импорта, то в прошлом году они были сокращены до 48%, а в текущем году по итогам четырех месяцев уже до 40%», – сказал министр.

По его словам, Минфин намерен и далее сокращать эти расхождения.

На заседании депутаты одобрили проект закона РК «О ратификации соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР».

Соглашение было подписано 6 июня 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума председателем коллегии ЕЭК, вице-премьерами государств-членов Союза и министром иностранных дел КНР. Положения соглашения регламентируют основные этапы информационного обмена, механизм взаимодействия сторон и требования к объему и составу сведений.   

«Взаимообмен данными предполагается по экспортным и транзитным декларациям участников внешнеэкономической деятельности, за исключением товаров физических лиц для личного пользования. Обмен информацией будет осуществляться в электронном виде по всем видам транспорта с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС и информационной системы уполномоченного органа КНР», – сообщил Смаилов.

Также планируется наладить регулярный обмен информацией не позже 4 часов после выпуска экспортируемых товаров по автомобильному, железнодорожному, воздушному, водному (морскому и речному) транспорту и транспортным средствам международной перевозки. Не позднее 18 месяцев с даты вступления соглашения в силу будут заключены отдельные протоколы, определяющие структуру, формат сведений, а также технические условия информационного обмена. Указанные протоколы заключаются между центральными таможенными органами государств – членов ЕАЭС и главным таможенным управлением КНР и не потребуют в дальнейшем ратификации.

«Уважаемые депутаты, обмен информацией по данному соглашению позволит ускорить совершение таможенных операций, применять полученные сведения в целях повышения эффективности системы управления рисками и выявлять факты уклонения от таможенного контроля. Наряду с этим в целях обеспечения безопасности предполагается снижение рисков, связанных с ввозом на таможенные территории двух сторон потенциально опасных, запрещенных и ограниченных к перемещению товаров», – сообщил Смаилов.

Перевозка сборных грузов из Китая в Алматы

Исочник: kursiv.kz